13.04.2023
В число всемирно известных нацистских концлагерей, в которых содержались и гибли десятки и сотни тысяч узников вошли: Освенцим – 4 миллиона узников, Майданек – 1,38 миллиона, Маутхаузен – 122 тысячи, Заксенхаузен – 100 тысяч, Равенсбрюк – 92,7 тысячи, Треблинка – 80 тысяч, Штуттгоф – 80 тысяч. Количество детей до 14 лет в этих лагерях составляло 12-15%. Десятки тысяч жертв насчитывали концентрационные лагеря на территории СССР – Саласпилс, Алитус, 9-й форт Каунаса, Озаричи.
Из 18 миллионов узников 11 миллионов были уничтожены в 14 тысячах пунктах смерти – лагерях, тюрьмах, гетто. Проектная мощность уничтожения только концентрационного лагеря Освенцим была до 30 тысяч человек в день. До 20% от общих потерь во Второй мировой войне составляют дети.
Лишенные детства и свободы
11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, который установлен в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.


В Златоусте сейчас проживает 12 бывших узников концлагерей. Сотрудники Управления социальной защиты населения в этот памятный день посетили их, вручили подарки, цветы и поздравительные адреса от Главы Златоустовского городского округа.
Своими воспоминаниями поделилась председатель Златоустовской организации, объединяющей бывших несовершеннолетних узников концентрационных лагерей София Ивановна Кириллова:
- Жили мы в Белоруссии, Могилевской области, деревня Рябки. Семья была большая, военная. Папа, мама, дедушка, бабушка. У мамы три брата, они все офицеры, были на фронте. А папу взяли на сборы в 1941 году, в январе, и он под Брестом попал в плен. А мы остались: дедушка, бабушка, мама и нас четверо. В конце 41-го — начале 42-го мы жили в партизанском отряде, зимой жили в блиндажах. Было очень тяжело, очень голодно и холодно. Когда война началась, мне было пять лет, брату 6, сестрам 3 и 1 год.
Через некоторое время семья оказалась в фашистском плену, как и все жители деревни, которая стала одной из жертв геноцида и тактики «выжженной земли», проводимой немцами.
Нас в колонну погнали. Полураздетые, полуразутые, голодные. Из дома нашего забрали двух лошадей, двух коров, свиней, мы немцам кур ловили мешками, нас заставляли. 120 домов в деревне было. Кто попал в колонну, в концлагерь — кого в Литву, кого в Латвию, кого в Германию, в общем, полностью деревню ликвидировали и подожгли. Только во время пожаров в домах погибло 34 человека. Ну, а мы беззащитные — нас гнали колонной то там месяц, то там. Где в школе разбитой жили, где в сарае каком-то — везде мы были под наблюдением бандеровцев.
В 1944 году семья Софии Кирилловой оказалась в концлагере Озаричи, который немцы создали неподалеку от Гомеля, вдоль линии фронта, в болотистой местности. Это лагерь под открытым небом, площадью 50 гектаров, обнесенный колючей проволокой.
- Зимой нас туда пригнали, была сильная пурга, я хорошо помню, как нас туда толкали, в эти ворота. Там не было крыши, только деревья, лес, обнесенный колючей проволокой под напряжением. Там погибло 20 тысяч, в этом лагере, в Озаричах,- вспоминает София Кириллова.
После успешного побега из Озаричей София Ивановна, ее родные, а также множество людей, которым удалось покинуть концлагерь, оказались на берегу Днепра — как раз в то время, когда с другого берега к нему подошли советские войска. Начиналась военная кампания по освобождению Белоруссии «Багратион».
Отец Софии Кирилловой с войны вернулся — 31 декабря 1946 года. В свою родную деревню семье удалось добраться только через год после освобождения из концлагеря — раньше это было невозможно, сначала нужно было разминировать территорию.
В начале 60-х Софья Ивановна вместе с мужем переехали в Златоуст, здесь у нее родился сын, затем внук и внучка, сейчас подрастает правнук. Родные тоже живут в Златоусте и постоянно навещают свою бабушку.
С момента окончания Второй мировой войны прошло уже много лет, кажется, это было уже очень давно, но только не для узников, которые лично прошли сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей — это настоящие уроки мужества для представителей подрастающего поколения. Сохранить память о них священный долг каждого. Только сохраняя память о тех страшных событиях и отдавая дань уважения погибшим и выжившим в том аду людям, можно надеяться на то, что подобное больше никогда не повторится в человеческой истории.