03.11.2020
Чужие свои
В Златоусте почтили память жертв политических репрессий
В скорбную для нашей страны дату в городе прошла традиционная встреча-воспоминание событий времен Большого террора. Организаторами встречи выступили Управление культуры, Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа. В гостеприимном зале Центральной городской библиотеки собрались златоустовцы - жертвы политических репрессий и реабилитированные граждане.

— Что это были за люди!? — не спрашивает, а восторженно восхищается руководитель Златоустовского общества реабилитированных «Возрождение» Юрий Свинкин. — Инженеры, рационализаторы, работники с богатейшим опытом в производстве, специалисты высочайшего класса! По приблизительным подсчетам, в годы репрессий необоснованно лишены жизни или сосланы в исправительно-трудовые лагеря от четырех до пяти тысяч жителей Златоуста.
За примером далеко ходить не надо. Юрий Васильевич называет несколько фамилий, среди которых Александр Тимофеевич Золотов, с 1933-го занимавший должность директора инструментального завода им. Ленина. Специалист, руководивший реконструкцией завода, премированный легковым автомобилем, а после переведенный в Москву возглавлять один из промышленных комитетов, в 1937-ом был арестован. Причины оставим страницам истории.
Страшные годы, лишения, голод, потери пережили не только репрессированные, но и члены их семей. Вице-президент Златоустовской федерации бокса Василий Яковлевич Поляков вспоминает:
— В 1937 году, когда мне исполнился год, папа, председатель сельсовета в Башкирии, попал под репрессии. Это сказалось на отношении к семье. Хорошо помню, как появлялись люди в военной форме и говорили «Здесь семья врага народа живет». Трудности были и с устройством на работу. Сестра устроилась на машзавод, но не указала, что отец репрессирован. С завода уволили. У меня тоже перспектива была шаткая, но когда я заканчивал учебу, меня призвали в армию, отца реабилитировали и я, выиграв конкурс, попал в штаб уральского военного округа.
Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни детей, ни женщин, ни стариков. Мадина Зарифулловна Гильметдинова родилась в семье крестьян. Родителей девочки, у которых было три мельницы, вместе с детьми раскулачили и направили в Магнитогорск. Там спецпереселенцы жили в тканевых палатках, занимались возведением бараков для будущих строителей. В 1938 году их направили в Златоуст на лесоповал.
Сотни подобных историй хранят потомки по сей день. «Не допустить забвения, не дать повториться страшным событиям», — с таким пожеланием выступили гости на мероприятии в честь Дня памяти жертв политических репрессий: первый заместитель главы округа Александр Митрохин и председатель Собрания депутатов округа Алексей Карюков.
Сегодня в городе проживает 458 реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. С каждым годом ряды тех, кого так или иначе коснулись гонения, редеют. По словам Юрия Свинкина, в прошлом году в списке числилось 505 человек.
В соответствии с законодательством Челябинской области, представители данной категории горожан имеют право на меры социальной поддержки: ежемесячную денежную выплату и компенсацию за проезд по территории Российской Федерации.