22.03.2018
Детство вдали от мамы
В Златоусте работники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних оказывают помощь и поддержку не только детям, но и их родителям.
Красный, синий, фиолетовый. Никита один за другим меняет яркие карандаши, старательно нанося на лист бумаги размашистые штрихи. На белом листке начинают появляться острые пики башен. Мальчик любит рисовать замки. Возможно, таким он видит свой дом. Дом, в котором Никита давно не был.
Равнодушие самого близкого
8-летний Никита живет в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, вместе со старшим братом Ваней, которому девять. Мальчики поступили в учреждение по заявлению родной матери.
Закончив работу над очередным творением, выходить из кабинета психолога Наталии Черновой первоклассник не торопится. Еще бы — здесь можно столько всего рассказать. На обед было его любимое блюдо. На занятиях подглядел, как старшие ребята рисовали витражными красками.
— В следующий раз можно, тоже попробую?! — спросил Никитка и, дождавшись одобрения психолога, выбежал в коридор.
Братья здесь уже второй раз. В первый – мама привезла их в Центр лично из-за сложившихся житейских проблем. Спустя полгода забрала обратно. Старшего устроила в школу, младший ходил в детский сад. Но разгульный образ жизни, отсутствие работы и пристрастие к спиртному оказались сильнее желания быть хорошей матерью.
— Во время контрольного патронажа сотрудники Центра обратили внимание на то, что условия проживания не соответствуют интересам детей: сожитель женщины был в состоянии алкогольного опьянения, еды нет, в кроватке находился новорожденный малыш. Несколько дней не могли отойти от увиденного, — вспоминает Наталия Николаевна.
Старших ребят поместили в Центр, их маленького брата — в Дом ребенка. Мама, которой нет еще и тридцати лет, к произошедшему отнеслась спокойно. За долгое время, что ребята находятся в госучреждении, появлялась крайне редко, кажется, вовсе забыв о существовании своих сыновей.
За общение и поддержку детей
Обстановка в социально-реабилитационном центре приближена к домашней: мягкие диванчики, окна обрамлены шторами с ламбрекенами, в шкафах — книги и много игрушек. Стены украшают поделки и картины, выполненные стараниями воспитанников.
Будни мальчиков и других 40 ребят, живущих здесь, проходят по расписанию. Подъем, водные процедуры, завтрак, школьные занятия и так далее. Педагоги стараются максимально разнообразить каждый день. В этом помогают различные секции и учреждения дополнительного образования. Если старший Ваня развивается по возрастным нормам, то младший — несколько отстает от сверстников.
— Недостаток материнской заботы вылился в нарушения психического развития. Это отголоски прошлого. Он импульсивен, порой с ним бывает сложно договориться. Может убежать, залезть под кровать. Таким способом Никитка пытается привлечь внимание, добиться желаемого с помощью манипуляций, — объясняет Наталия Чернова.
Психолог проводит с ним постоянную коррекционную работу. Одно занятие занимает около полутора часов. Много времени уходит на установление эмоционального контакта, когда ребенок может перестать притворяться и начинает быть собой. В данное время в поведении Никиты отмечаются позитивные изменения.
— Посмотрите, как мальчик рисовал, когда только попал к нам, — психолог листает папку с работами Никитки. — И сейчас! Изменения налицо. Благодаря изобразительному искусству происходит разгрузка, это позволяет спокойно пообщаться. Пение помогает самовыражению. Мальчик невероятно гордится своими успехами.
В общении и поддержке детям Наталия Николаевна, как и другие педагоги и работники Центра, никогда не отказывает. В течение дня ребята нередко забегают к ней, делятся последними новостями и маленькими открытиями.
Переосмыслив жизнь
Срок проживания в этом социальном учреждении от нескольких часов, когда ребенок, к примеру, просто потерялся, до улучшения ситуации в семье.
Есть надежда, что надолго здесь братья не останутся. В их семье начались позитивные изменения. Мама встала на учет в Центр занятости, в доме появились необходимые для комфортного проживания малышей вещи.
Мальчики по матери скучают. Ведь никто ее не заменит. Правда, делать какие-либо прогнозы по поводу будущего этой семьи рано. Как правило, вероятность полного изменения в поведении взрослых невелика, но всё же есть…
Наталия Николаевна вспоминает довольно показательный случай. Девочка-подросток самостоятельно обратилась в учреждение. Причиной послужило резкое ухудшение отношений в семье. Мать, которую решение родного ребенка повергло в шок, быстро поняла свою ошибку и сделала всё, чтобы вернуть дочь в семью.
— У человека всегда есть возможность и способность справиться со сложившейся, даже самой затруднительной ситуацией. Нужно лишь дать толчок и помочь выбраться из замкнутого круга обстоятельств. В последнем случае мама нашла выход из положения. Кризисы, они ведь у всех случаются, — отмечает специалист.
Работники социально-реабилитационного центра оказывают помощь не только детям, но и их родителям: проводят психологические беседы, оказывают помощь в трудоустройстве и подсказывают решение правовых вопросов, содействуют борьбе с вредными привычками. Для многих взрослых сам факт того, что их ребенок живет теперь не в семье, заставляет пересмотреть и изменить семейную жизнь к лучшему.